Выборгский кинофестиваль "Окно в Европу 2000"

line.gif (65 bytes)

line.gif (65 bytes)

Интервью
"Цыган" затмил все остальное (интервью с Кларой Лучко)
Петр Зайченко: "Снимаясь за границей, заработал на жилье в России" (интервью с Петром Зайченко)
Окно, но не в Европу (статья)
Жюри озабочено поиском события, а зритель - билета в кинозал... (статья)
 
"Цыган" затмил все остальное
Валерий Иванов, Сергей Карсаков, "ВВ"
    Неожиданный приезд на кинофестиваль народной артистки СССР Клары Лучко спутал организаторам все карты, которые и без того оказались перетасованы не раз. Клара Степановна приехала в Выборг всего на один день, побыла в роли звезды отечественного кинематографа, оставив отпечаток ладони в форме с жидким цементом, чем здорово выручила организаторов, так как ангажированный ранее Борис Хмельницкий прибыл позднее, а Любовь Соколова и Леонид Куравлев не смогли приехать вовсе. Ввиду чего заранее заготовленные звезды на одноименной Аллее оказались невостребованными, а звезду для любимой народом актрисы, наоборот, не успели заложить. Несмотря на кратковременное пребывание в нашем городе, Клара Лучко сочла необходимым дать эксклюзивное интервью "ВВ".
 
  • Клара Степановна, недавно вышедшая в свет Ваша книга называется "Виновата ли я.." . А в чем Вы считаете себя виноватой?
  • Каждый человек в чем-то виноват. Меру вины каждый определяет себе сам. Иной думает : "Подумаешь, ничего страшного". Другой невзначай обидит человека и потом мучается этим всю жизнь. Книга называется так же, как и фильм, где я сыграла главную роль. Однажды ехала в поезде на съемки и женщина, сосед по купе, прилично одетая, вдруг стала рассказывать мне историю своей жизни. Я слушаю и понимаю, что она что-то не договаривает. Вдруг женщина расплакалась и призналась, что она алкоголичка, все врет, семья у нее распалась. Я приехала на съемки, там рассказала эту историю сценаристке Зине Чирковой. И после съемочного дня мы с ней запирались в номере, я рассказывала, разыгрывала сцены. Так появился сценарий. Сняли фильм, деньги на который дала эмигрантка, ныне живущая в США. Она хотела сделать из него сериал, заработать большие деньги на этом. В итоге лента находится в ее собственности, картину никто не видит. Это, конечно, жестоко с ее стороны. Правда, хозяйка ленты обещала продать ее ОРТ, а канал хочет выпустить видеокассету. Кстати, на кинофестивале в Набережных Челнах, где владелица картины разрешила ее показать, мне в качестве приза за лучшую женскую вручили автомобиль "Ока". Книгу меня просили написать давно. Я все не собиралась. И вдруг, даже неожиданно для себя, не заключая никаких договоров с издательством, взяла и написала. Газета "Совершенно секретно" перепечатала главу из книги еще до ее выхода, назвав материал "Виновата ли я..". Мой знакомый ехал в метро, увидел, что сосед читает газету, посмотрел ему через плечо и увидел название материала. Он ничего не знал ни про фильм, ни про книгу. Сопоставил заголовок публикации, что она напечатана именно в "Совершенно секретно" и решил, что я влипла в какую-то историю. Стал звонить, спрашивать, что случилось. Я после долго смеялась и решила так и назвать книгу.
  • На одном из телеканалов вы ведете авторскую передачу о кино. Этим же занимаются Леонид Филатов, Иван Дыховичный. Почему актеров потянуло на телевидение?
  • Потому что нет хорошего кино. Раньше зрители старались подражать героям картин. На ту же Клавдию из "Цыгана" многие женщины хотели быть похожими. Мне присылали письма мешками, даже дневники, в которых описывалась не всегда удачная личная жизнь. Рассказывали, что парни искали невест, хоть чем-то похожих на мою героиню. Чтобы девушка так любила, как Клавдия, была такой же верной.
  • Как относился к "Цыгану" сам цыганский народ?
  • Они гордились. Я выступала на вечере в Волгограде. Вышла на сцену, смотрю, в первом ряду сидит цыганский барон со своим табором. Вокруг бегают пацаны, бабы сидят. Барон показывает на меня и говорит своим : "Смотрите, это наша". В Новороссийске на базаре спросила цыганку, переживает ли она, что Будулай женился не на цыганке Насте, а на казачке Клавдии? "Что ты, - ответила она. - "Мы за тебя переживали. Ты - хорошая, она - злая".
  • Вы снимались во многих картинах. Почему же актриса Лучко у большинства воспринимается только как Клавдия из "Цыгана"?
  • Видимо, этот фильм ближе зрителям. Он о жизни. Знаю, что нынешняя молодежь охотно смотрит "Цыгана". А когда по ОРТ прошли рекламные ролики, где "Будулай" -Волонтир присылает мне телеграмму, все подумали, что снимается продолжение "Цыгана". И очень обрадовались.
  • Вверх
    Петр Зайченко: "Снимаясь за границей, заработал на жилье в России". "Звезду" российского кино уволили с работы
    Сергей Карсаков, "ВВ"
        Волгоградский актер Петр Зайченко стал популярен в 1990-м году, когда на экраны страны вышел фильм Павла Лунгина "Такси-блюз". Эта лента получила признание жюри Каннского кинофестиваля, а Петр Зайченко перешел в разряд "звезд" отечественного кино. Но даже звездный статус не помог артисту, и в декабре 1999 года Волгоградская филармония, где Петр Петрович проработал 25 лет, уволила его по сокращению штатов.
     
  • Вы не пробовали возмутиться, напомнить руководству о своей известности, о "Такси-блюз"?
  • Как будто они не знают. Да и не должен актер, образно говоря, предлагать себя замуж. Не надо - значит, не надо. К тому же меня даже не предупредили, просто поставили перед фактом.
  • До филармонии Вы служили в Волгоградском драмтеатре именит Горького?
  • Да. Там же играли Иван Лапиков, Иннокентий Смоктуновский. Говорят, у Смоктуновского была интересная привычка: он регулярно ходил встречать и провожать московские поезда, благо театр находится рядом с вокзалом.
  • Вы не встречали поезда?
  • Нет, я как-то сразу определил, что хочу. Еще в Саратовском театральном училище очень любил читать перед публикой. Потому и ушел в филармонию. В моем аттестационном удостоверении написано "мастер художественного слова высшей категории с правом сольных концертов". Выступал в программах "Росконцерта" с произведениями Маяковского, Искандера, Льва Толстого. Некоторые мои работы, кстати, демонстрировались по Ленинградскому телевидению, что для провинциальных телестудий в советские времена считалось очень престижно, ведь только денежных отношений тогда не существовало. Встречался с Василием Шукшиным за десять дней до его смерти. Он собирался снимать "Я пришел дать вам волю", фильм о Степане Разине. И мы с ним говорили об этом. Но ...
  • Где вы работаете сейчас?
  • Специально для меня ввели должность председателя Волгоградского филиала Союза кинематографистов России. Правда, в нашем городе теперь только три члена Союза. Так что у нас нет даже помещения.
  • Вы снимались за рубежом?
  • Да, два месяца провел во Франции, в Бельгии и Испании. Успел почувствовать, что значит ностальгия. Лента называется "Крапачук". Режиссер - Энрике Габриэль. Разговор о съемках шел еще в 1990 году, когда мы цвели и пахли в Каннах с "Такси-блюз". По сюжету два славянина приезжают в командировку в Париж, а уехать обратно не могут, так как их страны больше нет. Моего персонажа зовут Человек. Специально придумали язык, на котором он говорит. Фильм комедийный, легкий. Все права на эту картину принадлежат Франции, Бельгии и Испании. Я привез на фестиваль видеокассету, ее даже не нужно переводить с французского языка. Я бы все объяснил зрителям, а сюжет очень смешной, и так бы поняли, в чем дело.
  • В этом фильме для Вас был важен только профессиональный или еще и материальный аспект?
  • Снимаясь в этой картине, я заработал на квартиру. Но и в профессиональном плане увидел много интересного. Прежде всего в организации съемочного процесса. На Западе платят не за съемочные дни, а за фактически затраченное время. Очень жесткие, но профессиональные продюсеры, непременно с кинематографическим образованием. Они отвечают за то, чтобы актерам было удобно работать. Если мне нужно сегодня вечером быть в Москве, то я буду там ровно в назначенное время. А у нас молодая, талантливая актриса снимается одновременно в нескольких фильмах. Сегодня она на "Мосфильме", завтра в Киеве, потом летит на Свердловскую киностудию. Если самолет отменят, она, как все, будет валяться на газете под батареей. За рубежом уделяют огромное внимание правильной организации труда.
  • Съемки у Лунгина в "Такси-блюз" для Вас самое яркое воспоминание от работы в кино?
  • Я снимался у других известных режиссеров - Ивана Дыховичного, Алексея Салтыкова. Он, кстати, удивлялся, что не разглядел меня в Волгоградском театре, когда приглашал оттуда на съемки Ивана Лапикова. Но я в то время еще учился в школе... А вообще-то в этом году исполняется 10 лет со дня выпуска "Такси-блюз". Кстати, на Выборгском кинофестивале устроители обещали организовать ретроспективу моих фильмов. Но выяснилось, что их нет. У меня дома есть кинокопия "Такси-блюз". Но не повезу же я из Волгограда три больших коробки с пленкой, тем более, что меня в Москве никто не встречал.
  • Волгоград все же периферия. Вы успели избавиться от синдрома провинциального актера?
  • Знаете, многие не верят, что я живу не в Москве. Когда узнают, спрашивают, почему не переезжаю в столицу. Я им отвечаю, что раньше актеру, приглашенному в Москву, выделяли квартиру. Если же сейчас продам квартиру в Волгограде, в лучшем случае куплю хороший туалет в глухом районе Москвы.
  • То есть от комплекса не страдаете?
  • Страдаю скорее оттого, что, если я приехал в Выборг, то мне важнее, не с кем я выпил или нет, а увидеться с людьми. Если не произойдет встречи со зрителями в кинотеатре или клубе, мне будет неловко и обидно. Посадите меня в любую машину, отвезите в совхоз, колхоз, в сельский клуб на встречу с людьми, я отработаю программу! Ведь актеру важно, чтобы его работы видели.
  • Как Вам работалось в "Русском бунте" со звездой российского кино Владимиром Машковым?
  • Мы прекрасно понимали друг друга. Володя, как молодой лев, много спал, располагался на заднем сиденье автомобиля. Машков все рассказывал мне кулинарные рецепты, он любит готовить. Вспоминаю интересный случай. Картина снималась в Оренбуржье, в местечке Саракташ, откуда я родом. Я был с настоящей бородой, слился с народом, не отличишь от местных жителей. Многие из них безработные. За 75 рублей в день были готовы копать мерзлую землю. Когда им объясняли, что нужно только пробежать с копьем туда-сюда и прокричать при этом "ура!", удивлялись, что платят такие деньги за безделье. Так вот, подходит ко мне один из местных мужиков и спрашивает: "Это ты снимался в "Такси-блюз", "Крестоносце"?" - "Я". Он подзывает брата с фотоаппаратом. Тот смотрит на меня через объектив и тоже спрашивает: "Так ты снимался в "Такси-блюз"?" - "Я" - "П....шь!". После Володя Машков мне сказал: "Вот видишь, Петр, нужно чаще сниматься в популярном кино, а не в элитарном, чтобы народ тебя знал".
  • Вверх
    Окно, но не в Европу
    Валерий Иванов, "ВВ"
        После церемонии открытия восьмого кинофестиваля "Окно в Европу" я возвращался домой на "маршрутке". Напротив меня в такси разместилась благообразная семейная пара в возрасте, только что отделившаяся от фестивальной толпы. Пожилой супруг, смотревший в пол, мрачно спросил свою "половинку": "Неужели и об этом журналисты не напишут?". "Напишут, напишут", - стала успокаивать жена. "Нет, побоятся", - заключил разгневанный выборгский старец и внезапно погрозил кулаком в сторону "Дружбы", над которой развевались праздничные фестивальные флаги.
        "Очень демократичное открытие"
        - Ребята, вы должны понять одно, - сказал в беседе с корр. "ВВ" генеральный продюсер кинофестиваля Геворг Нерсисян, - у вас в городе театрализованное открытие организовать невозможно. Все постановочные вещи, предваряющие кинофестиваль, делаются в зале. Это мировая практика. Так поступают Оскар, Канны, Москва. В Выборге, в первую очередь, надо привести в порядок кинотеатры, а потом уже говорить о театрализованных церемониях. У нас всегда будет просто шествие. Это очень демократичное открытие. Мы будем говорить два слова, приветствовать всех, оркестр будет играть... Затем мы будем идти, и народ будет трогать "звезд", двигаться в одной колонне с ними. Посмотрите на город, как всем это нравится.
        Корр. "ВВ" не стал возражать генеральному продюсеру. Видимо, у Нерсисяна устаревшие сведения о Выборге. Для москвича это простительно. Для человека, обремененного (или "зашоренного") финансовыми проблемами, простительно вдвойне. Нет ничего странного в том, что многие столичные гости воспринимают выборжан только как ликующую "деревенскую" толпу, отчаянно штурмующую кинотеатры и балдеющую от количества "звезд", посетивших уездную землю. Привыкнув к эйфории прошлых лет, никто из москвичей не замечает в Выборге ни разочарованных лиц, ни железных милицейских кордонов, сквозь которые не то что "потрогать" - даже бросить взгляд на происходящее зачастую не удается.
        Фестиваль деградирует?
        Вопрос о необходимости театрализованного пролога к фестивалю давно стал "камнем преткновения" между выборжанами и организаторами "Окна в Европу". Накануне прошлогоднего "Окна..." режиссер кукольного театра "Святая крепость" Юрий Лабецкий, назначенный, в свою очередь, главным режиссером кинофестиваля, разработал подробный сценарий церемонии открытия (с применением световых и театральных эффектов). Заказ на сценарий исходил из Москвы. Тем более удивительно, что в последний момент все разработки Лабецкого были "зарублены" самими москвичами. Открытие оказалось скомканным. Единственное зрелище, которое предстало глазам выборжан на открытии, были они сами.
        Впоследствии Нерсисян заявил, что сценарий выборгского режиссера не имел никакого отношения к кино. Это не означало, что он был плохим. Просто не вписывался в кинематографический канон.
        Поэтому в нынешнем 2000 году решили обойтись без длинных преамбул. 12 августа, в день открытия восьмого фестиваля, процессия, состоящая из знаменитых актеров и кинематографистов, даже не стала заходить на Рыночную площадь, где, согласно предварительному замыслу, шествие должно было сделать остановку у Круглой башни, в честь ее 450-летия. Несмотря на это, площадь была очищена от рыночных торговцев за два часа до начала церемонии (хотя планировали за пять). Дворники принялись спешно убирать территорию. Пожалуй, только их скорбный труд не пропал даром. Работники ресторана "Круглая башня", приготовившие для встречи процессии традиционные хлеб-соль, вынуждены были срочно переправить свой презент к к/т "Выборг".
        Торжественная церемония у "Выборга" заняла всего 10 минут. По-прежнему (как и в прошлом году) невнятно работали микрофоны, установленные на крыльце кинотеатра. Наверное, все выступавшие - губернатор области Валерий Сердюков, мэр Выборга Георгий Порядин, президент фестиваля Савва Кулиш - сказали что-то хорошее. Передние ряды им очень хлопали.
        Пробраться за милицейское оцепление оказалось проблематично даже для журналистов. По крайней мере, для тех, чья аккредитационная карточка не была снабжена перечнем информационных спонсоров фестиваля. Обычный бэйдж с эмблемой "Окна..." действовал на сотрудников МОБ (милиции общественной безопасности) не больше, чем "билет на балет" на трамвайного контролера. Редакционные удостоверения, предъявляемые репортерами, тоже не имели никакого действия. В результате, несколько питерских и выборгских журналистов оказались лишены возможности "осуществлять профессиональную деятельность" - фотографировать, брать интервью и просто фиксировать происходящее.
        - Фестиваль все больше отдаляется от города, - прокомментировал первый день "Окна" один из известных представителей выборгской интеллигенции. - Отказ от проведения зрелищных мероприятий обезсмысливает присутствие выборжан на церемонии открытия. Если организаторы "Окна" и дальше будут придерживаться такой тактики, фестиваль может лишиться массового зрителя и снова стать простым кинорынком.
        Выборг - "дача Госкино"
        За 8 лет фестивальной жизни у москвичей сложилось свое представление о Выборге. Маленький провинциальный городок, необыкновенно жадный до кино. Может, здесь его никогда не видели? Люди готовы стоять в проходах кинозалов, висеть на люстрах - лишь бы не отрывать глаз от мерцающего экрана. Именно это в московских кругах получило название "выборгского феномена".
        Природа тоже ничего. Цитирую: "Волшебные восходы и закаты. Острова. Озера. Огромные каменные глыбы. Зеленые поля..." (оставим "поля" на совести московских интеллектуалов, считающих, что в России существует лишь Москва и бескрайние поля вокруг). Вообщем, в Выборг стали стремиться. Во время кинофестивалей "звезды" начали перетаскивать сюда своих домочадцев, домочадцы - друзей, друзья - знакомых. Гостинница "Дружба", ежегодно принимающая кинематографистов, каждый август стала переполняться первопрестольным бомондом.
        В этом году столичных гостей приехало уже около 200 человек. "Звезд", режиссеров, кинокритиков и прочих нужных людей среди них можно пересчитать по пальцам. Кто же все остальные? Да вот те самые - родственники и знакомые знакомых.
        Таким образом, наш город становится не столько фестивальным городом, сколько своеобразной дачей Госкино. Приятно приехать сюда всей семьей, зависать целую неделю в ресторане "Дружбы", бродить по улицам среди восторженных аборигенов. Как Борис Хмельницкий, Георгий Жженов, Савва Кулиш или Геворг Нерсисян. И потом - ведь здесь такие закаты...
    Вверх
    Жюри озабочено поиском события, а зритель - билета в кинозал...
    Корреспондент "ВВ"
         Более трех десятков новинок отечественного кинематографа, в том числе 11 художественных фильмов, включены в конкурсную программу нынешнего "Окна в Европу". На старте фестивальной недели, на первой пресс-конференции президент кинофестиваля Савва Кулиш обратил внимание собравшихся на особенность нынешнего конкурса : гран-при один на всех, и присужден он может быть как игровой картине, так и документальной ленте, и анимации. Хотя в истории выборгского фестиваля уже были прецеденты - к примеру, в 1995 году награду получила анимация А. Хржановского "Лев с седой бородой", но по тогдашним меркам это было скорее исключением из правил. Теперь же, по словам Саввы Яковлевича, равноправие всех жанров и видов кинотворчества становится нормой на ближайшие, по крайней мере, годы. Главный критерий конкурса - сделать в рамках фестиваля открытие, увидеть нечто новое, неожиданное в российском кино.
         Представляя журналистам и критикам членов жюри, С.Кулиш подчеркнул : если из года в год в состав жюри обязательно вносились изменения, то нынче произошла полная смена "кабинета". Вершить суд будут люди, никогда прежде в этом качестве на фестивале не работавшие. Их - одиннадцать и все известные: критик Лев Аннинский, режиссеры Иван Дыховичный, Владимир Коновалов, Михаил Литвяков, Иван Максимов, писатель Даниил Гранин, художник Борис Жутовский, актер Кирилл Лавров, киновед Армен Медведев, сценаристы Александр Миндадзе и Александр Тимофеевский. На особом положении только Станислав Иосифович Ростоцкий, - один из "отцов" "Окна в Европу", представляющий на кинофестивале, как выразился Кулиш, " не только самого себя - знаменитого режиссера Ростоцкого, но и город Выборг". В помощь Станиславу Ростоцкому, которому коллеги вновь доверили бразды правления, избран заместитель председателя жюри - Армен Медведев. Бывший министр кинематографии настроен оптимистично: "Новая формула гран-при у меня лично вызывает особый азарт. Мы нацелены на поиск кинематографического события. Очень хочется верить, что такое событие состоится. И мне не понятно, когда на кинофестивалях принимается решение - не присуждать гран-при. Мы ведь не бессмертных выбираем, не ставим памятника при жизни - мы всего-навсего будем стараться оценить тот пласт нашего кинематографа, который сосредоточен в фестивальном Выборге."
         Что касается ценности главного приза - то это, как и прежде, не денежная сумма, а поддержка на тернистом пути к зрителю. Гран-при в этом году, объявил генеральный продюссер фестиваля Геворг Нерсисян, будет выражаться двухнедельной рекламой фильма-победителя в региональном прокате и двухнедельным же прокатом его в Москве, в двух залах кинотеатра "Ролан".
         Нововведение фестивального руководства - сделать для публики посещение кинотеатров платным, установив смешные цены на билеты, оказалось весьма здравой идеей. Это абсолютно не отразилось на загадочной для столичных гостей репутации Выборга, где, по их мнению , живут сплошь истинные любители кинематографа. Залы обоих кинотеатров, как и в былые годы, полнехоньки, но теперь, на радость администраторов, никакой толчеи и беспорядков. Милиция, перетрудившаяся в день открытия, охраняя таланты от поклонников и прессы, может отдыхать... На некоторые картины все места раскуплены заранее, и желающим посмотреть, например, нашумевший "Дневник его жены" остается охота за лишними билетами.
    Вверх

    line.gif (65 bytes)

    line.gif (65 bytes)

    Design by Sexton Group, 2000